Автор Тема: Священники и головные уборы  (Прочитано 15081 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Наталия Сергеевна

  • Сообщений: 1128
Вопрос у меня возник в теме "Женщина в юбке и платке":
Когда и почему часть священников одела в церкви головные уборы, какой в этом смысл?

Оффлайн Матушкин Андрей

  • Сообщений: 246
Re: Священники и головные уборы
« Ответ #1 : 20.04.2009, 21:38:52 »
Вопрос у меня возник в теме "Женщина в юбке и платке":
Когда и почему часть священников одела в церкви головные уборы, какой в этом смысл?

1-Кор 11 глава
Одиннадцатая глава содержит обличение и исправление некоторых непорядков при церковных собраниях, именно: 1) непокровения женами голов в церкви и 2) недостойного поведения на вечерях любви.
Сущность первого наставления в том, что на общественных церковных собраниях женщины должны присутствовать с покрытой головой, а мужчины с открытой. Святой Иоанн Златоуст объясняет это наставление тем, что в Коринфе “женщины с открытыми и обнаженными головами и молились и пророчествовали, а мужи отращивали волосы, подобно занимавшимся философией, и покрывали свои головы, когда молились и пророчествовали, придерживаясь в том и другом языческого закона.” Святой Апостол, находя это неприличным для христиан, требует от жен, чтобы они покрывали свои головы в знак своего подчиненного положения относительно мужа. Кроме того, в те времена женщины-язычницы ходили в свои капища открыто с нечистыми целями, и обнажение головы для женщины считалось знаком ее бесстыдства. Распутная женщина наказывалась за распутство снятием волос, почему Апостол и говорит: “если жена не хочет покрываться, пусть стрижется” (ст. 1-6).” “Сначала муж,” говорит еп. Феофан Затворник, “по образу Божию, а потом как бы уже по мужнину образу из него жена, которая “и есть потому образ образа, или есть отблеск славы мужа.” “Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов” (ст. 10). “Если ты,” говорит святой Иоанн Златоуст, “не обращаешь внимания на мужа, то постыдись Ангелов.” Это покрытие жены есть, таким образом, знак ее скромности, покорности и подчинения мужу. Но чтобы муж не превозносился над женой и не злоупотреблял своим главенством, Апостол далее говорит: “впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе; ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же — от Бога” (ст. 11-12). “Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестие для него?” — этими словами любят пользоваться сектанты против православных священников, носящих длинные волосы. Но здесь речь идет не о священниках, а о рядовых верующих и имеется в виду общепринятый обычай, в силу которого только женщины отращивают волосы, а мужчины стригутся. Сектанты забывают при этом, что, по повелению Самого Бога, мужчины давшие обет назорейства, должны были отращивать свои волосы (Числ. 6:5). Отращивание волос у современных православных священников и монахов, имеет в себе точно ту же самую идею назорейства, то есть посвящения себя Богу.
(Руководство к изучению Святого Писания Архиепископа Аверкия)


сделай и сынам Аароновым хитоны, сделай им поясы, и головные повязки сделай им для славы и благолепия,
и облеки в них Аарона, брата твоего, и сынов его с ним, и помажь их, и наполни руки их, и посвяти их, и они будут священниками Мне.
(Исх.28:40-41)

Насколько я знаю головные уборы Православного клира во многом соответствуют головным уборам Аароновского священства. Не отменил же Павел их?  Как не отменял он и назорейское посвящение Богу (длинные волосы у священников). Вся глава написана с историческим контекстом. Почитайте про портовый город Коринф тех времен и тогда станет очевидным, что Апостол боролся не с ветхозаветными одеяниями, а с извращениями царившие тогда в этом граде.
С уважением к Вам!
« Последнее редактирование: 20.04.2009, 21:50:54 от Костин Алексей »

Оффлайн Алексий_1980

  • Сообщений: 213
Re: Священники и головные уборы
« Ответ #2 : 21.04.2009, 14:44:55 »
Сектанты забывают при этом, что, по повелению Самого Бога, мужчины давшие обет назорейства, должны были отращивать свои волосы (Числ. 6:5). Отращивание волос у современных православных священников и монахов, имеет в себе точно ту же самую идею назорейства, то есть посвящения себя Богу.
В дополнению к этому назореи не должны были также прикасаться к мёртвому телу, пить вино и др. алкогольные напитки, уксус, вкушать виноград или что-либо из винограда. Современные длинноволосые священнослужители тоже что ли берут себе все эти запреты или только удобный им запрет на стрижку. Только ведь они постригают всё-таки аккуратно свои длинные волосы, а тем вообще нельзя было стричься.
Я не буквоедствую, просто меня всегда смущали священнослужители с длинными волосами.

Оффлайн Матушкин Андрей

  • Сообщений: 246
Re: Священники и головные уборы
« Ответ #3 : 21.04.2009, 18:51:56 »
В дополнению к этому назореи не должны были также прикасаться к мёртвому телу, пить вино и др. алкогольные напитки, уксус, вкушать виноград или что-либо из винограда. Современные длинноволосые священнослужители тоже что ли берут себе все эти запреты или только удобный им запрет на стрижку. Только ведь они постригают всё-таки аккуратно свои длинные волосы, а тем вообще нельзя было стричься.
Я не буквоедствую, просто меня всегда смущали священнослужители с длинными волосами.
Вы не буквоедствуете, просто понимаете буквально  :)
Это символ, то что священник посвящает (отделяется) для Бога. Как борода например, откуда? Вот откуда:
[Это] - как драгоценный елей на голове, стекающий на бороду, бороду Ааронову, стекающий на края одежды его;
(Пс.132:2)

Это символ священства... Естественно это не канон, это традиция, причем очень красивая.
Ведь конечно можно убрать все, вплоть до того что одеть священников в костюмы.
Но ведь это не то... Где душа Христианства, где каждый головной убор, каждый предмет имеет символику? И мы с Вами прикасаемся к тому, двухтысячелетнему Храму. Ведь ни где нет такой сопричастности с духом того времени, как в Православии.
А символы это хорошо, мы живем в мире символов
http://kuraev.ru/index.php?option=com_smf&Itemid=63&topic=250740.0

Оффлайн Владимир Витальевич

  • Сообщений: 13675
    • Не указано
Re: Священники и головные уборы
« Ответ #4 : 21.04.2009, 19:34:20 »
Когда и почему часть священников одела в церкви головные уборы, какой в этом смысл?

Традиция, очевидно, действительно ещё с ветхозаветных времен.

Головные уборы священнослужители носят положенные им по званию или наградные: скуфьи (обычная шапочка), камилавки (шапка циллиндрической формы) или митры (большая шапка с украшениями).

Митру одевают только во время богослужения.

У монашествующих священнослужителей свои головные уборы (клобуки), у архимандритов и епископов во время богослужения - митра.

При определенных молитвах и чтении Евангелия священнослужитель головной убор снимает.

Оффлайн Наталия Сергеевна

  • Сообщений: 1128
Re: Священники и головные уборы
« Ответ #5 : 21.04.2009, 19:36:20 »
Головные уборы священнослужители носят положенные им по званию или наградные

Но носят не все. Очевидно все таки это вид награды.

Re: Священники и головные уборы
« Ответ #6 : 21.04.2009, 20:16:35 »
Почти все награды (камилавки, митры, кресты наградные) появились благодаря императору Павлу Первому. Это было вроде как ордена для чиновников :). По сути, смысла в них нет никакого. ГОловные уборы одеваются в положенных местах богослужения или на торжественные приёмы, для солидности :). Есть шутка: надо все награды давать только что рукоположенному священнику, а по мере службы отбирать и в старости оставить одну награду: право служить старичку с закрытыми Царскими вратами, чтобы можно было посидеть на стульчике :).

Оффлайн Матушкин Андрей

  • Сообщений: 246
Re: Священники и головные уборы
« Ответ #7 : 21.04.2009, 20:19:22 »
Почти все награды (камилавки, митры, кресты наградные) появились благодаря императору Павлу Первому. Это было вроде как ордена для чиновников :). По сути, смысла в них нет никакого. ГОловные уборы одеваются в положенных местах богослужения или на торжественные приёмы, для солидности :). Есть шутка: надо все награды давать только что рукоположенному священнику, а по мере службы отбирать и в старости оставить одну награду: право служить старичку с закрытыми Царскими вратами, чтобы можно было посидеть на стульчике :).
То есть до Павла Первого православные священники вообще не носили головных уборов в Храме?

Re: Священники и головные уборы
« Ответ #8 : 21.04.2009, 20:46:10 »
"Духовенство и монашество в повседневном употреблении имеют особые головные уборы. Белое духовенство может носить скуфии. В древности скуфия представляла собой небольшую круглую шапочку, похожую на чашу без подставки. Такой шапочкой издревле в Западной Церкви и на Руси покрывалась у священнослужителей выбритая вверху часть головы. После рукоположения в священный сан ставленники немедленно выбривали себе волосы на голове в виде круга, получившего на Руси название гуменцо;, что означало знамение тернового венца. Выбритая часть покрывалась небольшой шапочкой, получившей славянское название также гуменцо, или греческое - скуфия.

Обычай духовенства брить волосы сохранялся в России вплоть до середины ХVII века, но скуфия до сих пор осталась в качестве головного убора духовных лиц всех званий и степеней. Покрой скуфии при этом изменился. Она приобрела вид фигурной мягкой складывающейся шапочки, покрывающей голову глубоко, до бровей, сшитой при этом так, что складки надетой скуфии образуют над головой знамение креста. В древности священники и диаконы постоянно носили скуфию, даже в домашней обстановке, снимая ее только за богослужением и перед сном. С упразднением обычая брить волосы на голове порядок ношения скуфии изменился. Епископам и монахам дозволялось носить скуфии в келейной обстановке. Священникам и диаконам разрешалось надевать черную скуфию только при богослужениях на открытом воздухе, в холодную погоду. Даже монастырские послушники, иподиаконы и чтецы могли носить черные скуфии вне храма, но при входе в церковь должны были снимать их, что соблюдается и поныне.

Указом императора Павла I от 18 декабря 1797 года в церковное употребление были введены фиолетовые скуфии и камилавки как награды белому духовенству. В наградной скуфие священник может пребывать и в церкви, совершать богослужения, снимая ее в предусмотренных Уставом случаях. Такую скуфию священнослужители могут носить и повседневно.

Повседневным головным убором епископов и монахов, в котором они могут совершать и некоторые богослужения, является также клобук. Это головной убор, состоящий из камилавки и кукуля. Клобук известен в славянской среде с давних времен. Первоначально это был княжеский головной убор, представлявший собой колпак, отороченный мехом, с пришитым к нему небольшим покрывалом, нисходящим на плечи. Такие колпаки с покрывалами употреблялись и другими знатными людьми на Руси, мужчинами и женщинами. На древних иконах святые Борис и Глеб часто изображены в клобуках. О клобуках, как о княжеском головном уборе, имеются упоминания в летописях. Когда клобук стал головным убором русских монахов - неизвестно. В церковной среде он появился очень давно и имел вид глубокого мягкого колпака из простой материи с меховым околышем. Этимология глагола "нахлобучить" (надеть, надвинуть низко на лоб, на уши головной убор) восходит к корню клобук. Колпак был покрыт черным покрывалом, спускающимся на плечи. Такие клобуки носили на Руси и монахи, и епископы, только у епископов клобуки делались из дорогих материй и иногда украшались драгоценными каменьями. На православном Востоке монашеские головные уборы имели иной вид. Там собственно монашеским кукулем считалось только покрывало, надевавшееся поверх шапочки. Нижняя часть того покрывала, спускавшаяся на спину, стала разделяться на три конца.

С достоверностью неизвестно, когда и почему покрывало мошеских клобуков стало разделяться на три конца. Русские монахи приняли такую форму кукуля от греческих клобуков во второй половине ХVIII века. В Греческой Церкви в древности эти три конца "наметки", вероятней всего, образовались в связи с обычаем монахов завязывать концы покрывала под подбородком в холодную погоду, во время ветра, в дороге, а также в храме на молитве, чтобы при снятии головного убора, когда это требуется по Уставу, он, не обременяя рук, оставался висеть на спине. Клобук с кукулем, который двумя нижними концами охватывает шею спереди, а третьими спускается на спину, оказывается очень похож на древний воинский шлем с кольчугой, что делает монашеский головной убор еще более соответствующим словам апостола Павла о "шлеме спасения". В наше время три конца наметки приобрели в основном значение символа Троической благодати, покрывающей главу (то есть помыслы) монаха.

Некоторые русские святители древности носили белые клобуки. Иконография изображает в таких клобуках святых митрополитов Петра, Алексия, Иону, Филиппа. Исторические данные впервые свидетельствуют о белом клобуке у Новгородского архиепископа Василия († 1354), который был подарен ему, по преданию, Константинопольским патриархом. С этого времени новгородские Владыки стали по традиции носить белые клобуки, украшенные иконами и золотым шитьем. На Московском Соборе 1564 года белый клобук был также присвоен Московскому Митрополиту. С установлением патриаршества в России в 1589 году белые клобуки стали носить русские Патриархи. На Соборе 1666-1667 годов всем митрополитам было присвоено право ношения белых клобуков. Но при этом клобуки митрополитов по форме ничем не отличались от монашеских клобуков нового (греческого) образца (с твердой цилиндрической камилавкой), только "наметка" (куколь) у них стали белыми. А клобуки Патриархов сохранили древнюю форму сферического колпака, обтянутого белым кукулем, концы которого также отличались от концов монашеской наметки. Три конца патриаршего клобука начинаются почти от колпака, два из них нисходят спереди на грудь, третий - на спину. На вершине патриаршего клобука (на маковце) стал поставляться крест, лобная сторона клобука украшалась иконами, в концах кукуля золотым шитьем изображались херувимы или серафимы. В настоящее время клобук Московского Патриарха на лобной стороне и в концах кукуля имеет образы шестикрылых Серафимов, во всем остальном он подобен клобукам древних русских Патриархов. Белый цвет митрополичьих и патриарших клобуков означает особенную чистоту помыслов и просвещенность Божественным светом, что соответствует высшим степеням церковной иерархии, которые призваны отображать и высшие степени духовного состояния. В связи с этим клобук Патриарха с образами Серафимов указывает на то, что Патриарх как предстоятель всей Русской Церкви и молитвенник за нее уподобляется ближайшим к Богу высшим ангельским чинам. Форма патриаршего клобука, напоминающего купол храма с крестом наверху, также вполне соответствует положению Патриарха, как главы поместной Церкви.

С конца ХVIII - начала ХIХ века в Русской Церкви утвердился существующий и поныне обычай носить архиепископам на черных, а митрополитам на белых клобуках бриллиантовые кресты. Крест на головном уборе - не новшество. В древней русской и особенно украинской церковной среде кресты на повседневных шляпах носили даже простые священники. У священников этот обычай прекратился в конце ХVII - начале ХVIII века. Впоследствии бриллиантовые кресты на клобуках стали знаком отличия архиепископов и митрополитов (епископы носят обычный черный монашеский клобук без креста). Бриллиантовый крест может означать высокое духовное совершенство и особенную твердость веры и учения, соответствующие высшим степеням церковной иерархии.

До 1656 года русские монашеские клобуки сохраняли свой древний вид. В 1656 году находившийся в России Антиохийский Патриарх Макарий подарил Патриарху Никону белый клобук нового образца, употреблявшийся на православном Востоке. Он представлял собою твердую цилиндрическую камилавку, обшитую крепом (кукулем), нисходящим ниже плеч на спину. Вскоре все монахи Троице-Сергиевой Лавры сделали себе черные клобуки по греческому образцу, в течение двух-трех лет все русское монашество стало носить клобуки.

Современный монашеский клобук - это твердая камилавка в форме цилиндра, слегка расширенного кверху, обтянутая черным крепом, нисходящим на спину и имеющим завершение в виде трех длинных концов. Этот креп в обиходе называется наметка (или кукуль). В чине пострижения в монашество под названием клобук разумеется только креп, покрывало, которым обтянута камилавка. Это покрывало иногда называется кукулем, как и покрывало, надеваемое при пострижении в великую схиму. В таком значении клобук называется "шлем надежды спасения", а кукуль великой схимы, по чину пострижения в малую и великую схимы, означает "шлем спасительного упования".

Некоторые священники и протодиаконы носят при богослужении фиолетовую камилавку - головной убор цилиндрической формы, слегка расширенный кверху, на твердой основе, обтянутый обычно фиолетовым бархатом. Такая камилавка является третьей по очереди после набедренника и скуфии наградой священникам и второй после двойного ораря наградой особо заслуженным протодиаконам и архидиаконам.

Головным убором архиереев при богослужении является митра. Древние церковные источники свидетельствуют, что Иоанн Богослов и Иаков, брат Господень, как священники Христа, носили на главах своих увясло - повязку с золотой дощечкой. Это был богослужебный головной убор. Такая повязка напоминала о кидаре - головном уборе Аарона первосвященника, а также о том сударе (повязке), которым была повязана глава Спасителя при погребении и который затем послужил свидетельством Его Воскресения из мертвых (Ин. 20, 7). В Откровении Иоанн Богослов видит Христа Вседержителя в золотом венце и в головном уборе, который выглядит как много диадим, то есть много царских венцов.

Современная митра - это богато украшенная парчовым шитьем, бархатом, бисером, драгоценными камнями и иконами высокая твердая шапка, плавно сужающаяся к ободу вокруг головы. Такие очертания митра приобрела в ХVIII-ХIХ веках. До этого русские митры были похожи на разных форм короны византийских царей последнего периода империи. Иногда обод митры являл собой зубчатый венец.

По свидетельству Феодора Вальсамона, патриарха Антиохийского (ХII век), и блаженного Симеона, архиепископа Солунского (XV век), митры в виде короны - богатого царского головного убора - впервые стали носить в IV веке в неразделенной Церкви Римские папы. Затем на III Вселенском Соборе (431) святой Кирилл Александрийский, представляя Римского папу Целестина, надел в удостоверение этого митру-корону. И вплоть до ХII века такие митры носили на Востоке лишь Александрийские патриархи, потом стали носить Константинопольские. Другие предстоятели Церквей, митрополиты и епископы носили митры-повязки (венцы) простого древнего образца, клобуки или шапки. Русские архиереи носили также митры-шапки, наподобие княжеских, отороченные мехом, украшенные шитьем и иконами. Такие шапки-митры появились у нас в XV веке. До этого русские святители не знали иного головного убора, кроме клобука. В середине XVII века митры-короны появляются и в Русской Церкви, а с 1705 года митра становится головным убором не только архиереев, но и всех архимандритов. Указом Павла I от 18 декабря 1797 года митру в качестве награды определялось давать особо заслуженным протоиереям.

При надевании митры на архиерея читается: "Положи, Господи, на главу твою венец и от камений драгих, живота просил еси, и даст ти долготу дний, всегда, ныне и присно и во веки веков". Такое же песнопение поется и при совершении таинства Брака. Митра и брачный венец похожи по внешним очертаниям, поскольку и то и другое устроилось во образ царского венца. Действительно, митра, являясь образом тех венцов золотых, которыми будут венчаться праведники в Царстве Небесном на брачном пире сочетавания Христа с Церковью, завершает собою символику богослужебных облачений духовенства как образа тех брачных одежд, о которых сказано в Евангелии и Откровении Иоанна Богослова." ("Настольная книга священнослужителя")


Оффлайн Матушкин Андрей

  • Сообщений: 246

Re: Священники и головные уборы
« Ответ #11 : 21.04.2009, 22:27:33 »
Всегда пожалуйста!

Оффлайн Владимир Витальевич

  • Сообщений: 13675
    • Не указано
Re: Священники и головные уборы
« Ответ #12 : 22.04.2009, 11:32:58 »
Спасибо!

Хотелось бы, однако, уточнить, что Павел I не придумал наградные скуфьи, а упорядочил их применение. Наградная скуфья уже существовала в 17 веке, в частности, она была у протопопов Ивана Неронова и Ивана Шевелева-Наседки, поскольку известно, что Никон лишил того и другого скуфей за несогласие с реформами.

Оффлайн Матушкин Андрей

  • Сообщений: 246
Re: Священники и головные уборы
« Ответ #13 : 22.04.2009, 11:35:17 »
Спасибо!

Хотелось бы, однако, уточнить, что Павел I не придумал наградные скуфьи, а упорядочил их применение. Наградная скуфья уже существовала в 17 веке, в частности, она была у протопопов Ивана Неронова и Ивана Шевелева-Наседки, поскольку известно, что Никон лишил того и другого скуфей за несогласие с реформами.
Так а кто же их ввел в обращение?

Оффлайн Владимир Витальевич

  • Сообщений: 13675
    • Не указано
Re: Священники и головные уборы
« Ответ #14 : 22.04.2009, 13:12:18 »
Так а кто же их ввел в обращение?

Не могу сказать, как не могу сказать, какого цвета (или цветов) были тогда скуфьи. Но камилавки в то время были, видимо, только в составе монашеского клобука (например, они есть на парсуне того же Никона). А также, скорее всего, их носили дьяконы и иподьяконы в монастырях - есть такая старая традиция. Как награда они не упоминаются. Возможно, как раз при Павле и они и стали наградой у белого духовенства. Головные уборы, похожие на камилавки, есть на изображениях бояр и других думских чинов.



Здесь есть даже священник в митре (очевидно, архимандрит).  У Никона митра уже современной формы и с крестом. 1661 год.
« Последнее редактирование: 22.04.2009, 15:29:53 от Владимир Витальевич »

Оффлайн Матушкин Андрей

  • Сообщений: 246
Re: Священники и головные уборы
« Ответ #15 : 22.04.2009, 17:16:21 »
Спасибо за интересную информацию.  :)

Оффлайн Галина Косенко

  • Сообщений: 391
Re: Священники и головные уборы
« Ответ #16 : 23.04.2009, 10:27:12 »
Почти все награды (камилавки, митры, кресты наградные)

Благословите! А какое внешнее отличие имеется между иереем и протоиереем?

Re: Священники и головные уборы
« Ответ #17 : 23.04.2009, 15:05:18 »
Благословите! А какое внешнее отличие имеется между иереем и протоиереем?

Внешне может не быть отличий: просто иерей получает награды: скуфия, набедренник, камилавка, золотой крест, а затем сан протоиерея. Так что иерея с золотым крестом от протоиерея (ещё не получившего палицу) не отличишь. :)

Оффлайн Марина Юрьевна

  • Сообщений: 1704
    • Православный
Re: Священники и головные уборы
« Ответ #18 : 31.08.2009, 22:57:34 »
Спасибо за тему.Было интересно познакомиться с материалом.

Оффлайн Денис Комаров

  • Сообщений: 445
Re: Священники и головные уборы
« Ответ #19 : 01.09.2009, 11:10:58 »
Спасибо за тему.Было интересно познакомиться с материалом.
Да надо в закладках сохранить.